Система Монтессори

Это методика выдающегося итальянского ученого, врача-антрополога, философа, педагога и психолога Марии Монтессори (1870-1952)

Основные методические принципы

  • Ребенок - связующее звено в цепочке поколений
  • Ребенок - центр, вокруг которого
    выстраивается вся школьная жизнь
  • Образование ребенка происходит в соответствии с его биологическим ритмом,
    индивидуальным темпом
  • Сознание ребенка впитывает
    все окружающее, как губка
  • Ребенок творит себя сам, в собственной
    деятельности

Монтессори-дети
необыкновенно адаптивны

Они умеют работать
индивидуально и в группе.
Поскольку их с раннего
детства побуждали
самостоятельно принимать
решения, они вырастают
решателями проблем,
умеющими делать выбор
и организовывать свое время

Благоприятный «образ Я»
и уверенность в себе

Монтессори-программы,
основанные на деятельности,
побуждаемой внутренней
потребностью, а не
соревновательным мотивом,
- это позволяет встречать
трудности и перемены с
оптимизмом

Хорошие навыки
общения

Их побуждают
обмениваться идеями
и свободно обсуждать
свою работу с другими.
Хорошие навыки
общения облегчают
им вхождение в новые
группы

Монтессори образования

Традиционное образования

Главное внимание уделяется формированию мыслительных
структур и социальному воспитанию

Главное внимание уделяется усвоению правил и социальному
воспитанию

Учитель не занимает жесткой позиции в классе,
ребенок - активный участник собственного учения

Учитель в классе активен, доминирует, ребенок является
пассивным участником процесса обучения

Среда и метод побуждают к развитию внутренней
самодисциплины

Учитель действует как главный создатель регулируемой извне
дисциплины

Все объяснения, индивидуальные и групповые
приспосабливаются к особенностям каждого ребенка

Все объяснения, индивидуальные и групповые, соответствуют стилю обучения взрослого

Разновозрастные группы

Одновозрастные группы

Дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу

Основная часть обучения производится учителем,
и взаимодействие учащихся порицается

Ребенок выбирает себе работу исходя из собственных интересов
и способностей

Ребенку предлагается расписание занятий, не учитывающее
его интересов

Ребенок формирует собственные понятия с помощью
самообучающих материалов

Понятия даются ребенку учителем

Особенности метода

  • Отсутствие классно-урочной системы и системы оценок.
  • Разновозрастные группы (0-3, 3-6, 6-9, 9-12).
  • Наличие специального развивающего материала, который позволяет ребенку самостоятельно заниматься и самостоятельно находить и исправлять ошибки.
  • Ребенок сам выбирает чем заниматься, с кем заниматься, как долго заниматься.
  • Дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу.
  • Среда и метод побуждают к развитию внутренней самодисциплины.
  • Задача Монтессори-учителя – наблюдение за самостоятельной работой ребенка и помощь ему в необходимый момент.
  • Тесное и равноправное сотрудничество педагогов с родителями. Родители - равноправные партнеры в образовательном
    процессе.